Учение о пустоте, лежащее в основе мадхьямаки, обычно ассоциируется с именем Нагарджуны, который жил примерно
в I–II веках н.э. , и часто считают, что именно он привнёс
это учение.
Роль Нагарджуны переоценить невозможно. Часто
его называют вторым Буддой. Однако, учение о пустоте появилось раньше, и преподано оно было самим Буддой Шакьямуни.
Будда преподал действенные средства достижения освобождения от неуправляемого круговорота смертей и рождений, а также обретения совершенства мудрости и сострадания. Его ключевым учением, благодаря которому возможны все эти удивительные свершения, было объяснение реальности, то есть пустоты от истинного бытия.
Открывая для себя мудрость постижения пустоты, мы обретаем противоядие от препятствий к освобождению и всеведению.
Пустота, или шуньята, – это абсолютная истина, подлинный способ существования всех явлений. Этому воззрению посвящено самое глубокое из учений Будды. Лама Сопа Ринпоче в «Энергии мудрости» говорит: «Все медитативные практики Дхармы были преподаны с одной целью: привести существ к правильному пониманию реальности, то есть к осмыслению того, что все вещи лишены независимого бытия». Понимание пустоты необходимо не только для освобождения от неведения, проблем и страданий, которые мы испытываем в сансаре, но и для раскрытия наших высших способностей к достижению просветления на благо всех существ.